...

Шахматы — функциональность с эстетической ценностью в каждом ходе

На протяжении веков шахматные фигуры, перемещающиеся по клетчатой доске, прошли путь от утилитарных символов до изысканных произведений искусства, отражая культурные сдвиги, технический прогресс и видение ведущих дизайнеров. Для начала, чтобы освоить мат часть, предлагаем погрузиться в маленький исторический экскурс.

История шахмат начинается в Индии около VI века н.э. с игры чатуранга, где четыре типа фигур представляли четыре рода войск. Оттуда игра попала в Персию, став шатранджем, а затем, с арабским завоеванием, распространилась по исламскому миру и достигла Европы. Первые фигуры были часто абстрактными или полуабстрактными, особенно в исламских культурах, где запрещалось изображать живых существ. С приходом в Европу, шахматы стали приобретать более реалистичные, хотя и стилизованные формы. Короли и ферзи, слоны (которые стали епископами или офицерами), кони, ладьи (из колесниц превратившиеся в башни) и пешки – все они постепенно обретали знакомые очертания.

В городках Европы XVI–XIX веков трудились талантливые мастера-резчики, создававшие шахматные наборы с поразительным вниманием к деталям, стремясь выразить в них своё мастерство и дух времени. Материалы – тяжелые виды древесины (черное дерево), слоновая кость. В отличие от простых исламских фигур, европейские шахматы отличались изяществом и художественной выразительностью. Со временем в Европе сформировались пять основных стилей — Селенус, Барлейкорн, Калверт, Режанс и Стаунтон, каждый из которых стал отражением своей эпохи и оказал значительное влияние на дальнейшее развитие дизайна шахматных фигур. Но них мы не станем надолго задерживаться.

Из-за многообразия фигур возникали неудовлетворенности шахматистов в проведении игр, в том числе международных, и к середине 19 века аристократ-шахматист Говард Стаунтон, не без помощи художников и архитекторов, разработал знаменитый и по сегодняшний день дизайн «Стаунтон», официально став турнирным.

После стандартизации Стаунтона, дизайнеры стали искать новые пути для выражения идеи шахмат, не только в практичности, но и в художественной ценности.

Первым, кто по-настоящему бросил вызов традиционным формам, был Йозеф Харвиг (Josef Hartwig) – изначально немецкий каменщик надгробий а впоследствии выдающийся дизайнер, работавший в знаменитой школе Баухаус в 1920-х годах. Вдохновленный принципами функционализма Баухауса, Харвиг разработал свой культовый шахматный набор, где каждая фигура представляла собой абстрактную геометрическую форму. Король – куб, ферзь – куб с шаром, ладья – куб, слон – куб со скошенной гранью, конь – Г-образная фигура, пешка – небольшой куб. Что особенно интересно, формы фигур напрямую указывали на то, как они перемещаются по доске: королю можно двигаться во всех направлениях (поэтому его символ – куб), слону – по диагонали (Х-образная фигура), в то время как безграничные возможности передвижения ферзя абстрактно сведены к простой сфере, установленной, опять же, на кубическое основание . Этот подход был радикальным протестом против декоративности, акцентируя внимание на чистой функции и смысле. Изготовленные из грушевой древесины, фигуры Харвига тактильны и просты, но их узнаваемость для непосвященного игрока может быть вызовом. Это был чистый манифест индустриального дизайна – форма, продиктованная функцией и движением.

Позднее, в 1985 году Рене Дюма (René Dumas), креативный директор знаменитого французского дома Hermès, вдохнул в шахматы дух абсолютной роскоши и изысканного мастерства. Её шахматные наборы для Hermès — это не столько переосмысление формы, сколько возведение существующих форм в ранг драгоценности. Отпечаток промышленных революций 20 века вошел в дизайн многих предметов, особенно это касается сталелитейных технологии производства для важнейшего на тот момент материала – металла. В наборе используются исключительные материалы: хромированная сталь, латунь и визитная крокодиловая кожа, обработанная вручную.

Работа началась с концепции: материалы, пропорции, минимализм форм. После утверждения эскизов металлургические и кожевенные мастерские Hermès изготавливали фигуры и футляр. Фигуры шлифовались до чистых линий, металл полировался и хромировался, доска монтировалась и футляр обтягивалась кожей.

Стильный минимализм итальянского промышленного дизайнера Андреа Тортоне воплощен в шахматном наборе Neo Aluminum Chessboard, 2021. Дизайнер предложил современную интерпретацию классической шахматной доски. Основной технологией производства фигурок является лазерная резка из цельной алюминиевой трубы, что позволяет достичь высокой точности и минималистичного дизайна. Каждая фигура вырезана с учётом исторических форм европейского средневековья, таких как шлемы пешек, митры у слона и мерлоны ладьи, что придаёт им уникальный характер. 

Доска выполнена из того же материала и служит футляром для хранения фигур, что подчёркивает концепцию функциональности и эстетики в одном объекте.

Андреа Тортоне, 2021

Погрузившись в мир шахмат, сложно представить какую-либо более широкую пространственную концепцию для формотворческой мысли человека, будь то он художник, дизайнер или ремесленник. Шахматы остаются универсальной платформой для эксперимента, где форма, материал и смысл переплетаются, создавая как традиционные, так и радикально новые интерпретации не изменяя хода. Кто знает, какие дизайны еще нам подарят творцы во время глобальной цифровизации и передовых технологий?

Читайте также
30.10.2025
28.05.2025
Выбор подрядчика по механической обработке для высокоточных критических отраслей – задача, требующая особого внимания. Космическая индустрия, медицинское оборудование и оптика предъявляют высочайшие требования к качеству, точности и надежности деталей. Ошибка в микрон может обернуться катастрофой и сделать деталь непригодной для использования в соответствии с замыслом проекта, поэтому к выбору исполнителя нужно подходить скрупулезно. На что же стоит обратить внимание?
22.04.2025
Дополненная реальность (AR) и виртуальная реальность (VR) — два ключевых направления современной цифровизации, которые активно внедряются в производственные процессы. Несмотря на то, что они уже несколько лет на слуху, их настоящая ценность и влияние на промышленность становятся всё более очевидными. В чем заключается их магия и как они меняют подходы к производству? Давайте разберемся в нашей статье.
Введите
контактные данные

Введите номер, на который удобно оперативно получить обратную связь

В каком формате Вам удобно получить обратную связь?

Нажимая на кнопку «отправить запрос», Вы даете согласие на обработку персональных данных

Обсудить проект

Заполните данные,и оперативно получите персональное предложение

Нажимая на кнопку «отправить запрос», Вы даете согласие на обработку персональных данных

Санкт-Петербург, ул. Рощинская, д. 24 б
Санкт-Петербург, ул. Рощинская, д. 24 б
Заполните форму

Нажимая на кнопку «получить расчет», Вы даете согласие на обработку персональных данных

Выезд сервисного менеджера

Для вас доступна услуга платного выезда (от 10 000 рублей) сервис-менеджера для замены верхней плиты или оперативного ремонта вакуумного стола

В каком формате Вам удобно получить обратную связь?

Нажимая на кнопку «отправить запрос», Вы даете согласие на обработку персональных данных

Заполните форму, чтобы специалист подготовил для вас персональное предложение

Введите номер, на который удобно оперативно получить обратную связь

Нажимая на кнопку «получить расчет», Вы даете согласие на обработку персональных данных

Режим работы 24/7
г. Санкт-Петербург, ул. Цветочная, д. 6
Спасибо!
Мы получили вашу заявку

В ближайшее время с вами свяжется специалист.

Экскурсия на производство

Оставьте контактные данные и специалист свяжется с Вами, чтобы рассказать подробности

В каком формате Вам удобно получить обратную связь?

Нажимая на кнопку «отправить запрос», Вы даете согласие на обработку персональных данных

Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.