История шахмат начинается в Индии около VI века н.э. с игры чатуранга, где четыре типа фигур представляли четыре рода войск. Оттуда игра попала в Персию, став шатранджем, а затем, с арабским завоеванием, распространилась по исламскому миру и достигла Европы. Первые фигуры были часто абстрактными или полуабстрактными, особенно в исламских культурах, где запрещалось изображать живых существ. С приходом в Европу, шахматы стали приобретать более реалистичные, хотя и стилизованные формы. Короли и ферзи, слоны (которые стали епископами или офицерами), кони, ладьи (из колесниц превратившиеся в башни) и пешки – все они постепенно обретали знакомые очертания.
В городках Европы XVI–XIX веков трудились талантливые мастера-резчики, создававшие шахматные наборы с поразительным вниманием к деталям, стремясь выразить в них своё мастерство и дух времени. Материалы – тяжелые виды древесины (черное дерево), слоновая кость. В отличие от простых исламских фигур, европейские шахматы отличались изяществом и художественной выразительностью. Со временем в Европе сформировались пять основных стилей — Селенус, Барлейкорн, Калверт, Режанс и Стаунтон, каждый из которых стал отражением своей эпохи и оказал значительное влияние на дальнейшее развитие дизайна шахматных фигур. Но них мы не станем надолго задерживаться.





Из-за многообразия фигур возникали неудовлетворенности шахматистов в проведении игр, в том числе международных, и к середине 19 века аристократ-шахматист Говард Стаунтон, не без помощи художников и архитекторов, разработал знаменитый и по сегодняшний день дизайн «Стаунтон», официально став турнирным.
После стандартизации Стаунтона, дизайнеры стали искать новые пути для выражения идеи шахмат, не только в практичности, но и в художественной ценности.
Первым, кто по-настоящему бросил вызов традиционным формам, был Йозеф Харвиг (Josef Hartwig) – изначально немецкий каменщик надгробий а впоследствии выдающийся дизайнер, работавший в знаменитой школе Баухаус в 1920-х годах. Вдохновленный принципами функционализма Баухауса, Харвиг разработал свой культовый шахматный набор, где каждая фигура представляла собой абстрактную геометрическую форму. Король – куб, ферзь – куб с шаром, ладья – куб, слон – куб со скошенной гранью, конь – Г-образная фигура, пешка – небольшой куб. Что особенно интересно, формы фигур напрямую указывали на то, как они перемещаются по доске: королю можно двигаться во всех направлениях (поэтому его символ – куб), слону – по диагонали (Х-образная фигура), в то время как безграничные возможности передвижения ферзя абстрактно сведены к простой сфере, установленной, опять же, на кубическое основание . Этот подход был радикальным протестом против декоративности, акцентируя внимание на чистой функции и смысле. Изготовленные из грушевой древесины, фигуры Харвига тактильны и просты, но их узнаваемость для непосвященного игрока может быть вызовом. Это был чистый манифест индустриального дизайна – форма, продиктованная функцией и движением.


Позднее, в 1985 году Рене Дюма (René Dumas), креативный директор знаменитого французского дома Hermès, вдохнул в шахматы дух абсолютной роскоши и изысканного мастерства. Её шахматные наборы для Hermès — это не столько переосмысление формы, сколько возведение существующих форм в ранг драгоценности. Отпечаток промышленных революций 20 века вошел в дизайн многих предметов, особенно это касается сталелитейных технологии производства для важнейшего на тот момент материала – металла. В наборе используются исключительные материалы: хромированная сталь, латунь и визитная крокодиловая кожа, обработанная вручную.
Работа началась с концепции: материалы, пропорции, минимализм форм. После утверждения эскизов металлургические и кожевенные мастерские Hermès изготавливали фигуры и футляр. Фигуры шлифовались до чистых линий, металл полировался и хромировался, доска монтировалась и футляр обтягивалась кожей.


Стильный минимализм итальянского промышленного дизайнера Андреа Тортоне воплощен в шахматном наборе Neo Aluminum Chessboard, 2021. Дизайнер предложил современную интерпретацию классической шахматной доски. Основной технологией производства фигурок является лазерная резка из цельной алюминиевой трубы, что позволяет достичь высокой точности и минималистичного дизайна. Каждая фигура вырезана с учётом исторических форм европейского средневековья, таких как шлемы пешек, митры у слона и мерлоны ладьи, что придаёт им уникальный характер.
Доска выполнена из того же материала и служит футляром для хранения фигур, что подчёркивает концепцию функциональности и эстетики в одном объекте.

Погрузившись в мир шахмат, сложно представить какую-либо более широкую пространственную концепцию для формотворческой мысли человека, будь то он художник, дизайнер или ремесленник. Шахматы остаются универсальной платформой для эксперимента, где форма, материал и смысл переплетаются, создавая как традиционные, так и радикально новые интерпретации не изменяя хода. Кто знает, какие дизайны еще нам подарят творцы во время глобальной цифровизации и передовых технологий?